«Его присутствие даёт свет и жизнь всем нам, включая и иностранцев. Ему страшно понравился смотр, он следовал за мною и стоял всё время, пока войска проходили маршем...»
(из писем Императора Николая II к жене)
Из-за любви Алексея ко всему военному, самым любимым временем для него были поездки с отцом на смотры войск, в Ставку. Русский царь также лично участвовал в военных манёврах русской армии. К тому же «он был неутомимый ездок, закатывал концы вёрст по 12 без передышки. Половина свиты ... зачастую сильно отставала» - восхищался неутомимостью своего императора военный министр Сухомлинов.
Вот как описывает Жильяр одну из таких поездок:
«После смотра Государь подошёл к солдатам и вступил в простой разговор с некоторыми из них, расспрашивая их о жестоких боях, в которых они участвовали. Алексей Николаевич шаг за шагом следовал за отцом, слушая со страстным интересом рассказы этих людей, которые столько раз видели близость смерти. Его обычно выразительное и подвижное лицо было полно напряжения от усилия, которое он делал, чтобы не пропустить ни одного слова из того, что они рассказывали».
Также Жильяр вспоминает, что...«больше всего их [солдат] поразило, что Цесаревич был в простой солдатской форме, ничем не отличавшейся от той, которую носила команда солдатских детей»
Это воспоминание опять же говорит о скромности и простоте вкусов самого Наследника и его родителей.«В мундире русского солдата с отцом бок о бок ты шагал,
Христову воинству, как Знамя, дух перед битвой поднимал».
(Алексей Мысловский)
Вот, к примеру, такой случай. Государь возвратил чины одному из офицеров, разжалованному за личный проступок, не касающийся его служебной деятельности. Офицер (полковник) ударил по щеке обидчика - своего начальника (генерала) в ответ на оскорбление. За пощечину полагалась смертная казнь, но ее заменили разжалованием полковника в солдаты и отправили в действующий полк. Виновник перенес тяжелое наказание спокойно и совершил целый ряд выдающихся подвигов. Когда на смотре войска Его Величеству доложили об этом, Государь наградил отличившегося Георгиевским крестом и вернул ему прежний чин полковника.
Этот случай сильнейше подействовал на Цесаревича, он часто вспоминал о нем. При поездках по фронту, следуя по рядам войск за Отцом, Алексей с необычным вниманием следил за всем происходящим. Часто Цесаревич, заметив что-либо среди солдат, долго оглядывался назад.
Все, кто сталкивался с Наследником, отмечали его скромность, великодушие и любовь к простому люду. После посещений Ставки любимой пищей Цесаревича стали «щи и каша, и черный хлеб, которые едят все мои солдаты», как он всегда говорил. В Царском дворце ему каждый день приносили пробу щей и каши из солдатской кухни Сводного полка.
По воспоминаниям окружающих, Цесаревич съедал все и еще облизывал ложку, сияя от удовольствия и говоря: «Вот это вкусно – не то, что наш обед». Царевичу нравилась солдатская еда. То, что давали за царским столом Алексей ел не всегда. С согласия родителей он убегал на царскую кухню, где получал черный хлеб и обычные щи. «Такую еду едят мои любимые солдаты, хочу как они», - говорил царевич.
Много неувядающих картин запало в душу будущего Русского Императора.
Предыдущая тема Следующая тема
Комментариев нет:
Отправить комментарий