В начале октября царь побывал на передовой в боевой линии войск Юго-Западного фронта. Он посетил вместе с Алексеем передовые окопы русской пехоты, доступные для обстрела вражеской артиллерией. Цесаревичу запретили разговаривать, чтобы на вражеской стороне не услышали детский голос и не открыли артиллерийский огонь. Можно представить себе радость и изумление солдат, выпрыгнувших из траншей, которые вдруг увидели перед собой Императора и Цесаревича.
За нахождение в сфере огня по возвращении в Ставку армия поднесла Императору орден Святого Георгия, а Цесаревичу – Георгиевскую медаль. «Его Императорское Величество… пренебрегал опасностью в великодушном желании выразить лично войскам свою монаршую благодарность, привет и пожелания дальнейшей боевой славы» - таковы были строки из постановления Георгиевской думы ЮЗФ о присуждении Николаю II высшего боевого ордена: Георгиевского креста 4-й степени. Государь–Главнокомандующий Армии Николай II Александрович всегда носил эту награду, объясняя: «Это доблесть и кровь моих солдат».
16 февраля 1916 года по повелению Короля Великобритании Георга V Императору Всероссийскому Николаю II был вручён фельдмаршальский жезл английской армии и высшие ордена Великобритании.
«Вручение Наследнику Цесаревичу Сербской медали «За храбрость». 30 сентября 1916 г. в Царскую Ставку прибыла особая сербская военная миссия. …Генерал Юришич имел честь передать Государю Императору Звезду ордена Карагеоргия первой степени с мечами и для Наследника Цесаревича Золотую медаль «За храбрость»...»
(Газетное сообщение, 1916 г.)
Молодой Наследник, несмотря на свой юный возраст, всеми силами стремился быть достойным своего почетного места рядом с Отцом.
Увезти его из Ставки, хотя бы на несколько дней, было почти невозможно. Он стоически скрывал простуду, боясь, что его увезут в Царское Село. С тех пор, как он познакомился с сильными ощущениями, вызываемыми войною, домашняя атмосфера начала казаться бесцветною, и он тяготился покоем детской комнаты.
Наследник всеми силами души откликался на трагедию на пространстве от Балтийского моря до Дуная. Хотя он был еще совсем ребенок, Алексей серьёзно следил за ее развитием, проводя целые часы перед картами, украшенными маленькими флажками; только и думал и говорил, что о войне. Больше всего Наследник любил простого солдата, как и его отец.
«Я… страшно сроднился и полюбил службу; в особенности наших молодцов-солдат!»
(А. Боханов из книги "Государь Николай II")
«Наследник обещал быть не только хорошим, но выдающимся монархом».
(мнение генерала А. А. Мордвинова)
Предыдущая тема Следующая тема
Комментариев нет:
Отправить комментарий